Вариатор Jatco JF021e (серия вариаторов названа CVT-S, по аналогии с предыдущими сериями вариаторов от Jatco CVT7 и CVT8).
Модель вариатора JF021e разработана для установки на так называемые «кей-кары» (небольшие автомобили для внутреннего японского рынка с двигателем объёмом 0,66 литра) . Начало производства — март 2019 (пока данная модель вариатора производится только на заводе Jatco в японском городе Fuji, Shizuoka). Вот так вот этот вариатор выглядит «в разрезе»:
Применяемость. Модель вариатора Jatco JF021e рассчиатана на крутящий момент до 150 Нм и этот вариатор пока устанавливают только на последнее поколение автомобилей Nissan Days и Mitsubishi eK Wagon / eK Cross. Устанавливают этот вариатор вместе с двигателями BR06 (атмосферным двигателем BR06DE, мощностью 52 л.с. и его турбированой версией BR06DET, мощностью 64 л.с.):
Необычные автомобили, правда? ))) Вот ещё фотографии:
Больше фотографий есть в галлерее здесь.
Эти автомобили не будут продаваться в Европе и в России. Это чисто «внутренний японский продукт». И значит, по логике, новость о данном вариаторе вряд ли интересна русскоязычным пользователям сайта Drive2. Однако мы все таки решили написать о вариаторе JF021e и вот почему:
1. В Россию до сих пор ввозится большое количество подержанных автомобилей из Японии с правым рулём. В том числе и так называемые «кей-кары». Ведь благодаря объёму двигателя всего в 0.66 литра — таможенные отчисления на такие автомобили достаточно низкие. И на вторичном рынке (прежде всего Дальнего Востока, Приморья и Краснодарского Края) этих автомобилей очень и очень много. Если вы их не видели — то вы просто их не замечали. Соответственно, всего через год/два в нашу страну начнут ввозить и эти новые Nissan Days и Mitsubishi eK Wagon / eK Cross, оснащенные вариатором Jatco JF021e. А значит люди столкнутся с эксплуатацией и обслуживанием данного вариатора. До этого на «кей кары» Nissan и Mitsubishi устанавливали одну из модификаций вариатора Jatco JF015e (и там много отличий от простого JF015e, подробнее мы писали об этом в нашей статье здесь — Замена масла в вариаторе JF015e (он же RE0F11A) и неоригинальные расходники.
Кстати, многие не догадываются, что эти автомобили (кей кары) действительно очень доступны в России в финансовом плане и (по причине дальнейшего падения доходов многих граждан РФ) именно эти автомобили с удовольствием покупают по причине прежде всего их низкой цены. Чтобы не быть голословными, трехлетние Nissan Days (2016 года выпуска) продаются в России по цене от 330 000 рублей, а трехлетний Mitsubishi eK Wagon можно купить по цене от 340 000 рублей. И это с доставкой, растаможкой и так же есть и полноприводные модификации (ау, Сролярис!). Если же рассматривать «четырехлетний» кей кар, то цены на них начинаются вообще от 200 000 рублей. Вот ссылка, кому интересно.
2. На сегодняшний день, вариатор Jatco JF021e — самый современный вариатор компании Jatco. И в нём применены и использованы новые технологии, которые потом (через несколько лет) мы увидим и в других, следующих моделях вариаторов (в том числе и на автомобилях для российского рынка). Чем же интересен данный вариатор? Во первых, по утверждению производителя, в нём используется новый металический ремень с низким коэффициентом трения:
Пока мы не знаем кто именно (какая компания) производит данный ремень. Скорее всего речь идёт всё-таки о компании Bosch (многолетнем партнере компании Jatco). У нас есть отдельная подробная статья про данные ремни и их отличия (почему там разная сталь, крутящий момент, каталожные номера и т д) — Артикулы Bosch металических ремней (цепей) для вариаторов Jatco (на Nissan, Mitsubishi, Renault…) .
Так же есть и другая статья и про использование металических цепей «Luk» в вариаторах Jatco — Ремонт вариатора JF017e на Infiniti JX35 (Nissan Pathfinder) — металическая цепь (отличия).
Во вторых, Jatco JF021e — это уменьшенный на 6% вес (конкретно вариатор стал легче на 4,2 кг в отличии от модели Jatco JF020e). Уменьшенный вес — за счет сужения внутреннего вала шкива (то есть конуса стали меньше).
Таким образом идёт общая тенденция того, что вариаторы становятся меньше и компактнее. Логично, что это положительно скажется на экономичности машины в целом. А вот насколько это скажется на надёжности (конкретно по вариатору Jatco JF021e) — сейчас сказать трудно. Нет статистики. Однако уже есть достаточно большая собранная статистика по вариатору Jatco JF015e (который устанавливали на Ниссан Жук, Кашкай, Тиида, Рено Флюенс, Меган, Каптюр и т д). Вот табличка применяемости вариатора Jatco JF015e на рынке РФ, дабы было понятно, о каких автомобилях идёт речь:
Дело в том, что на вариаторе Jatco JF015e применены тоже маленькие конуса и цепь меньшего размера (в отличии от предыдущего вариатора Jatco JF011e). Некоторые люди вариатор JF015e ещё на «профессиональном» сленге называют «чесоточным» (именно по причине маленьких конусов). Снижение размера вариатора в данном случае не пошло на пользу, так как (опять таки, по собранной статистике) на капитальный ремонт вариатор JF015e приезжает при меньших пробегах (приблизительно на 25-35%), нежели «большой» вариатор JF011e. Конечно, речь идёт не о всех машинах. Ведь все мы эксплуатируем автомобили по разному. Но увы, тенденция такая есть. Мы ремонтируем и модернизируем два-три вариатора ежедневно. И да, если вам интересно что именно ломается в вариаторе JF015e, то у нас есть отдельная очень подробная статья про это с фотографиями — Ремонт вариатора CVT-7 «Jatco JF015e» (он же RE0F11A), слабые места.
В третьих, по заявлению производителя, «…конусные подшипники в JF021e заменены на новые шарикоподшипники с низким коэффициентом трения…». Это означает, что производитель (наверняка опять таки с целью экономии топлива) применил новые, ещё более современные конусные подшипники. И скорее всего это нас ждёт и в следующих поколениях вариаторов тоже.
В чём же «минус» данного улучшения (опять таки, исключительно с «нашей колокольни»)?
— чем более современные подшипники используются в вариаторах (а мы видели смену уже нескольких поколений), тем более «нежнее» становятся сами подшипники. Ну вот такая вот тенденция. ))) Вариаторы JF011e (это X-trail, Teana, Outlander) с «гудящими» подшипниками приезжают в разы чаще, чем вариаторы JF010e (это тот же Ниссан Мурано), в которых большой конусной подшипник — редко гудит.
Большинство факторов разрушения подшипников, не поддаётся математическому расчёту, однако требует учёта при эксплуатации узла. Направление различных исследований в данном случае состоит в построении причинно-следственных связей и создании некоего классификатора по типу повреждения подшипников. Первым уровнем данной классификации — виды механического износа:
— адгезионный (схватывание первого и второго рода);
— окислительный;
— осповидный;
— абразивный.
Так вот, наш анализ поврежденных конусных подшипников на вариаторах говорит о том, что основная причина повреждения (в большинстве случаев) — это как раз абразивный износ, который развивается при трении скольжения. Условия возникновения — это наличие на поверхностях трения абразивных частиц, деформирующих микрообъёмы поверхностных слоёв и вызывающих процессы микрорезания. А что такое абразивные частицы в вариаторе и откуда они берутся? Правильно, это грязное трансмиссионное масло. Продукты износа в масле (та же мелкая стружка). А опыт показывает, что в России многие не меняют масло в вариаторе (считая что оно залито на весь срок службы агрегата) или меняют редко (раз в 90 000 — 100 000 км, хотя в идеале это делать не реже раза в 40 000 км), или меняют масло в вариаторе без снятия поддона вариатора (не чистя магниты от стружки и не меняя фильтров). А потом удивляются, откуда гул в вариаторе и почему загудел подшипник? )))
Так как привычки людей меняются медленно, то мы ещё долго (много лет) будем сталкиваться с подобным поверхностным отношением к эксплуатации вариатора. А значит более современные вариаторы (Jatco JF021e и другие) с современными нежными подшипниками — будут приходить в ремонт (с поврежденными подшипниками) при более ранних пробегах.
Кстати, раз уж заговорили про замену масла в вариаторе, то вот вам интересная маленькая ремарка по теме. Знаете ли вы, что на внутреннем рынке Японии для вариаторов компании Aisin (их устанавливают на многих Тойотах, в том числе и на Toyota RAV4) регламент замены масла в вариаторе установлен раз в 20 000 км или не реже чем раз в 2 года? Вот на фото ниже специальная наклейка для автовладельцев (как правило клеится в проём двери автомобиля), которые напоминают о необходимости замены масла каждые 20 000 км, то есть, получается что как минимум внутри самой Японии к процедуре замены масла в вариаторе подходят совсем иначе, чем у нас в России.
Опять таки, есть так же некая вероятность, что Jatco усложнил подшипники в новом вариаторе в том числе(!) по причине большого рынка «поддельных подшипников». Даже мы в России с этим столкнулись. У нас в блоге так же есть статья про это: Поддельные подшипники для вариатора Jatco JF011e и их каталожные номера. А использование более новых и сложных подшипников некоторое время дают «защиту» от неоригинальной продукции. Насколько это правда и если да, то насколько лет это хватит — посмотрим.
В любом случае, новый и самый современный вариатор модели Jatco JF021e стал заметно сложнее предшественников. Посмотрите на фото выше. Хорошо это или плохо — пока трудно сказать. Однако вне зависимости от того, какая модель вариатора у вас установлена, есть проверенное годами правило — в случае любых проблем с вариатором, важно то, как быстро вы приедете на диагностику. Ремонт вариатора на начальной стадии проблемы всегда дешевле, чем ездить до «последнего», пока вариатор совсем не «встанет». Поэтому не стесняйтесь, звоните и пишите (мы есть в Москве и Питере).