Есть очень интересный гибридный автомобиль под названием Nissan Note e-POWER в кузовах DAA-HE12 (2WD) и DAA-SNE12 (4WD) с двигателем HR12DE (это бензиновый двигатель объемом 1.2 литра), который выпускают в Японии с ноября 2015 года по настоящее время. Данный автомобиль официально не продаётся в России (продажи пока только в Японии и в Европе). Однако в России этих подержанных автомобилей (в основном из Японии с «правым рулём») уже ввезено очень много (речь идёт о нескольких сотнях автомобилях) и их будут продолжать ввозить и продавать ещё долго. Причина — отличное сочетание цены/качества за скромные деньги (цены на них здесь в России начинаются от 640 000 руб за трех-четырех летний автомобиль с гибридной установкой, скромным расходом топлива, и шикарной динамикой — разгон до 100км/час – всего 7,2сек).
На этом автомобиле Nissan Note e-POWER (вне зависимости от того какой кузов, DAA-HE12 (2WD) или DAA-SNE12 (4WD)) установлена трансмиссия (так называемый «планетарный вариатор») Jatco модели RE1F61C (к слову, трансмиссии под номерами RE1F61A и RE1F61B — устанавливали на чисто «электрический» Nissan Leaf). RE1F61C — это именно модель(!) сложного вариатора. В некоторых средствах массовой информации есть ошибочная информация о том, что там установлен электромотор (который и «крутит» колеса). На самом деле, в данном автомобиле бензиновый ДВС, инвертор, электромотор и трансмиссия (вариатор) интегрированы как бы в один узел. Отдельно стоит только батарея. Она поместилась под передними сиденьями. Трансмиссия (вариатор) на данной схеме выделена оранжевым цветом:
Вот фотографии двигателя, инвертора, электромотора и трансмиссии:
Трансмиссию производит компания Jatco, название вариатора — RE1F61C. Однако по традиции компания Nissan всем своим вариаторам так же присваивает свой(!) отдельный каталожный номер:
DAA-HE12 — Nissan 320105WK0A (на самом вариаторе наклейка с указанием 5WK0A)
DAA-SNE12 — Nissan 320105WK0A (на самом вариаторе тоже 5WK0A).
Ещё раз обратите внимание, что на металической табличке (под капотом автомобиля) указано название вариатора RE1F61C (фото ниже). А вот на самом вариаторе — бумажная наклейка 5WK0A (часть названия трансмиссии уже по артикулу(!) Nissan 320105WK0A)
Замена масла в CVT Jatco RE1F61C (он же Nissan 320105WK0A).
Как и в обычном вариаторе, там присутствует масло, Объём масла — 1.94 литра (чуть меньше двух литров). Используемая жидкость для трансмиссии — только(!) жидкость «Matic Fluid S«. от Nissan (каталожный номер 999MP-MTS00P за канистру объёмом 0.946 литра) . Периодичность замены — не реже раза 60 000 км (или раз в 2 года, в зависимости от того, что наступит ранее).
Если смотреть на картинку в мануале, то проверка уровня масла производится через контрольное отверстие пальцем (если достали пальцем, значит уровень в норме):
Обратите внимание вот на какой интересный и важный момент. В обычных вариаторах само трансмиссионное масло является в том числе и жидкостью для охлаждения самого вариатора (трансмиссионное масло отводит тепло от трансмиссии). Именно по этой причине в простых вариаторов трансмиссионной жидкости довольно много (как правило полная заливка от 7 до 10 литров в зависимости от модели вариатора) и часто на некоторых моделях вариаторов присутствует дополнительный радиатор для охлаждения жидкости вариатора. Но в вариаторе RE1F61C на автомобиле Nissan Note e-POWER объём трансмиссионного масла всего 1.94 литра. И возникает логичный вопрос, а как же тогда в этом случае трансмиссия охлаждается?
Дело в том, что в автомобиле Nissan Note e-POWER присутствует два(!) контура охлаждения. Один охлаждает ДВС, а вот второй контур отдельно(!) охлаждает инвертор, электродвигатель и трансмиссию. Первый контур имеет объём 6,96 литра, а второй контур 4,24 литра. В обоих конурах можно использовать только одну оригинальную жидкость от Nissan — «Nissan Super Long Life Coolant» (данная оригинальная жидкость имеет каталожный номер 999MP-L25500P за канистру объёмом 3,78 литра). Вот принскрин одного из сервисных документов:
Однако в РФ найти данную жидкость (с таким каталожным номером) сложно/почти невозможно. Зато у нас есть жидкость с каталожным номером KE901-00035 (объёмом 1 литр). Это тоже концентрат. Если вы посмотрите на фото ниже внимательно, то увидите на канистре номер спецификации L255N (именно этот же номер спецификации зашифрован в каталожном номере предыдущей канистры объёем 3,78 литра — 999MP-L25500P):
Важно не перепутать. Антифризы от компании Nissan бывают разные. С разными спецификациями (допусками) и внешне канистры похожи. Самые распространенные — это L248 (KE902-99935) и L250 (KE902-99934). Они в нашем случае не подходят. Нам нужен только L255N (каталожного номера KE901-00035).
Почему заостряю момент на антифризе. Потому что для вариатора RE1F61C правильное охлаждение очень важно, а в данном случае охлаждение трансмиссии реализовано антифризом через второй контур (объёмом 4,24 литра). Применение какой-либо другой жидкости — не допускается компанией Nissan (какие-либо эксперименты — каждый проводит за свой счёт). Более того, мы (профессионально занимаясь ремонтом и модернизацией вариаторов) уже дважды сталкивались с перегревом трансмиссии RE1F61C по причине того, что люди или не знают о наличии второго контура или по причине использовании там простого антифриза (несертифицированной жидкости). В результате трансмиссия выходила из строя.
Ремонт вариатора Jatco RE1F61C (Nissan 320105WK0A).
На данный момент времени никто данную трансмиссию не ремонтирует. Нет ни у кого ни опыта ни (что самое главное) запчастей на данную коробку. В случае каких-либо проблем — владельцы покупают б/у вариатор. Стоимость б/у вариатора RE1F61C (Nissan 320105WK0A) в России от 40 000 рублей и дороже. Ниже пример объявления:
Так как данная трансмиссия достаточно надёжная (случае выходов из строя крайне мало), то со временем цена на б/у вариаторы RE1F61C будет продолжать падать, так как цену на б/у трансмиссии всегда диктует спрос и наличие предложений. Со временем предложений на рынке станет только больше (автомобили Nissan Note попадают в ДТП и есть стабильный рост наличия б/у запчастей), а спрос на некоторые запчасти (на ту же трансмиссию) останется низким. И это приведёт к снижению цены. Например в Японии на аукционах запчастей цены на б/у трансмиссию RE1F61C составляют сейчас от $380 (принскрин ниже), хотя ещё год назад сложно было найти дешевле $800). Тоже самое будет и в России.
Перспективы данной технологии? Компания Nissan приняла необычное решение одновременно(!) выпускать как обычные гибридные автомобили (работающих по традиционной параллельной схеме подключения), так и автомобили «e-Power» (работающие по последовательной схемой силовой установки, особенность которой в том, что на колеса крутящий момент передается исключительно электромотором, а ДВС предназначен для подзарядки тяговой батареи, т.е. выполняет исключительно роль генератора. Дело в том, что вторая схема позволяет использовать двигатель маленького объёма и не иметь больших батарей (которые изначально достаточно дороги и сильно влияют на конечную цену гибридного автомобиля для потребителя). К слову, тяговая батарея Nissan Note e-POWER имеет ёмкость всего 1,5 кВтч, что в 20 раз меньше, чем у того же Nissan Leaf, работающего на чистом электричестве. Понятно, что далеко «укатить» на электромоторе гибрид (построенный по технологиии e-POWER) не сможет. Но зато по паспортным данным, у Nissan Note e-POWER на каждые 100 км расход горючего составляет всего 2,7-2,9 литров. И пусть реальный расход будет превышать паспортные данные, тем не менее низкая цена автомобиля это частично компенсирует.
В марте 2018 года на внутреннем японском рынке начались продажи минивена «Nissan Serena 1.2 e-POWER» (имеющем такую же схему работы, как и вышеописанный Nissan Note e-POWER). При этом параллельно(!) продаётся и обычная гибридная «Nissan Serena»). Вот рекламный плакат ниже показывает разнообразие нового Nissan Serena:
И судя по подкапотной табличке, трансмиссия на «Nissan Serena 1.2 e-POWER» установлена точно такая же, как и на Nissan Note e-POWER, а именно Jatco RE1F61C:
То есть, смотрите как интересно получается — у конечного потребителя (пусть пока только в Японии) появился дополнительный выбор технологии(!) гибридного автомобиля. Можно купить просто гибридную Nissan Serena (там установлен вариатор RE0F10F), а можно купить «Nissan Serena 1.2 e-POWER» (с трансмиссией RE1F61C). А так как внутренний японский рынок — это всегда был для японских автопроизводителей неким полигоном для обкатки новых технологий в автомобилестроении, то значит рано или поздно через несколько лет подобные автомобили появятся и на российском рынке тоже. Что ждать от них и как обслуживать подобные трансмиссии — мы уже знаем.